Вернуться на главную страницу

 
Шунрю Судзуки
Шагая как слон

Материал представляет собой перевод слов Шунрю Судзуки "Walk like an elaphant" из книги "Not Always So". В нем отмечены наиболее важные места.

Перевод: Кирилл Терещенко & Володя Стариков
 

“Вместо того чтобы мчаться, мы идем медленно, как корова или как слон. Если вы можете ходить медленно, безо всякой идеи о выгоде, тогда вы уже хороший ученик Дзэн”.
   
Все учения происходят из практики дзадзена, где нам передается состояние ума Будды. Сидеть в дзене, значит открыть наш ум и все сокровища, которые там есть. Что бы осознать наш истинный ум, или ум Будды, мы практикуем дзадзен.
 
Многие люди ищут особые места практики и впоследствии путаются. Но Доген Дзэндзи говорит: “Зачем нужно оставлять свое собственное место практики и блуждать по пыльным просторам других стран?” Когда мы путешествуем, осматривая достопримечательности,  мы вовлечены в идею быстрого постижения знания. Наш путь – продвигаться шаг за шагом, ценя нашу текущую жизнь. Тогда мы увидим, что мы делаем сейчас, там, где мы есть.
 
Люди часто думают, что лучше всего будет изучать Дзэн в Японии, но это достаточно сложно. Я спрашиваю их: “Почему вы не остановитесь в нашем Дзэн-центре?”. Если вы поедете в Японию, то это в основном поспособствует возведению там еще новых центров. Они могут быть очень рады видеть вас, но это пустая трата времени и денег, и вы будете расстроены, потому что сложно найти хорошего мастера Дзэн. Даже если вы найдете учителя, вам будет непросто понимать его и учиться у него.
 
Вы можете практиковать истинный дзадзэн тут, наблюдая себя шаг за шагом. В нашей практике мы более похожи на коров, чем на лошадей. Вместо того чтобы мчаться, мы идем медленно, как корова или как слон. Если вы можете ходить медленно безо всякой идеи о выгоде, тогда вы уже хороший ученик Дзэн.
 
В Китае, на закате династии Сунг, многие мастера Дзэн, ввиду сложившейся ситуации предлагали ученикам получить мгновенное просветление с помощью различных психологических приемов. Может быть, это и не обман – меня обругают, если я так скажу – но мне кажется, что подобная практика похожа на обман. Такие мастера Дзэн были бы хорошими друзьями психологам, которые пытаются объяснить опыт просветления. Но изначально Дзэн не имел ничего общего с таким видом практики.
 
Доген Дзэндзи четко рассказывает об этом, ссылаясь на историю о первом патриархе Дзэн в Китае Бодхидхарме и втором патриархе Таисо Эка. Бодхидхарма говорит Эка: «Если хочешь войти в нашу практику, отдели себя от внешнего и останови эмоциональную и мыслительную деятельность внутри себя. Когда ты станешь как кирпич или каменная стена, ты встанешь на Путь». 
 
Для Эка это была невероятно трудная практика, как вы знаете, но он очень старался, и в конце концов ему показалось, что он понял, что имел ввиду Бодхидхарма. Эка сказал Бодхидхарме, что в его практике не было перерывов, и никакой остановки. Бодхидхарма сказал, «Тогда кто ты? Кто постоянно практикует?». Эка ответил, «Мне сложно сказать кто я из-за того, что я слишком хорошо себя знаю». И Бодхидхарма сказал, «Это верно. Ты мой последователь». Вы понимаете?
 
Мы не практикуем дзадзэн, чтобы достичь просветления, но для того, чтобы выразить нашу истинную сущность. Даже ваши мысли - это выражение вашей истинной сущности, когда вы практикуете дзадзэн.  Выши мысли – это как чьи-то разговоры на улице. Вы можете интересоваться, о чем они там говорят, но этот некто, кто интересуется, не являет собой конкретную личность. Этот некто – наша истинная природа. Эта истинная природа внутри нас всегда говорит о Буддизме. Что бы мы ни делали,- это выражение природы Будды.
 
Когда Эка, второй патриарх, дошел до этого момента, он рассказал Бодхидхарме что он понял: «Каменная стена – это природа Будды; кирпич – тоже природа Будды. Всё есть выражение природы Будды». Я раньше думал, что после достижения просветления, я буду точно знать, кто же говорит внутри меня, но очевидно, что в нас нет специального кого-то, кто объясняет нам специальные учения. Всё, что мы видим, всё, что мы слышим, - проявление природы Будды. Когда мы говорим о природе Будды – природа Будды везде. Природа Будды – это наша врожденная истинная природа, которая едина для всех нас, для всех живых существ.
 
Таким образом, мы понимаем, что наша истинная природа постоянно что-то делает. Итак, Эка говорит, что нет перерыва в практике, потому что это практика Будды, в которой нет ни начала и ни конца. Тогда кто же практикует такой вид практики? С точки зрения личности это может быть Эка, но его практика постоянна и бесконечна. Она началась в далеком прошлом без начала и закончится бесконечном будущем. Поэтому сложно сказать, кто практикует наш путь.
 
Когда мы практикуем дзадзен, мы практикуем вместе со всеми патриархами. Вы должны очень четко это понимать. Вы не можете тратить время попусту, даже если ваш дзадзен не очень хороший. Вы даже можете не понимать, что происходит, но однажды кто-то примет вашу практику. Поэтому просто практикуйте, не отвлекаясь и не "осматривая достопримечательности" дзадзена. Тогда у вас есть шанс присоединиться к нашей практике. Хорошо или плохо – это все не важно. Если вы сидите с пониманием сего, будучи уверенным в своей природе Будды, то рано или поздно, вы обнаружите себя в числе великих мастеров Дзен.
 
Поэтому очень важно практиковать безо всякой мысли о быстром результате, без всяких мыслей о славе или выгоде. Мы не практикуем дзадзен ради кого-то или ради себя. Просто практикуйте дзадзен ради дзадзена. Просто сидите.