Вернуться на главную страницу

 
Шунрю Судзуки
Меняя нашу карму

Материал представляет собой перевод слов Шунрю Судзуки "Changing Our Karma" из книги "Not Always So". В нем отмечены наиболее важные места.

Перевод: Кирилл Терещенко & Володя Стариков

Вы становитесь очень серьезными, когда у вас есть большая проблема, не понимая, что вы всегда их создаете. О маленькой проблеме вы думаете: «От нее мало забот, поэтому я ее легко решу». Вы иногда так думаете, даже не представляя, как вы справитесь с этой проблемой.

Однажды Тацугами Роши сказал: «Тигр ловит мышь изо всех своих сил». Тигр не пренебрегает даже самым маленьким зверьком. Он таким же образом ловит мышь, каким хватает и поедает корову. Но обычно, несмотря на то, что у вас много проблем, вы думаете, что они незначительные, и нет необходимости напрягать себя.

Таким же образом многие страны относятся к международным проблемам: «Это незначительная проблема. Пока мы не нарушаем международные договора, все будет хорошо. Пока мы не используем атомное оружие, мы можем воевать». Но такого рода маленькая война, в конце концов, приведет к большой войне. Поэтому даже если проблемы в вашей повседневной жизни маленькие, если вы не знаете, как решить их, у вас будут большие трудности. Это закон кармы. Карма начинается с маленьких вещей, но если ими пренебрегать, то карма начнет ухудшаться.

Недавно я читал некоторые учения Будды о Пути: «Братия, обуздайте свои многочисленные желания во время приема пищи и питья, примите их, как лекарство. Не принимайте или отвергайте их, исходя из того, что вы любите или нет. Просто поддерживайте ваши тела и избегайте голода и жажды. Подобно пчелам, собирающим мед, которые вкушают цветок, но не вредят его цвету и аромату, так же, братья, принимайте в меру подношения, только чтобы избежать недомогания. Не требуйте многого, разбивая добрые сердца дающих. Мудрые люди, например, оценив силы своих животных, не будут изматывать их лишним грузом».

«Обуздать свои многочисленные желания» не означает буквально большие они или маленькие, много их или мало. Суть в том, чтобы выйти за пределы желаний. Иметь немного желаний - означает не рассеивать наше внимание среди слишком многих вещей. Делать что-то с целостным умом, с искренним духом – вот что значит иметь немного желаний.

«Во время приема пищи и питья, примите их, как лекарство». Это значит быть внимательным, принимая их всем телом и умом, без всякой двойственной идеи о "себе" и "еде". То есть лучше сказать и ощущать, что мы "принимаем" еду, чем "берем" еду. Брать что-то – более двойственное понятие. Принимать что-то – это более целостное действие. Вы, наверное, думаете, что "брать" - это более законченное действие, чем "принимать". Но, по учению Будды, схватить или взять пищу не дает полного принятия, а так как это двойственно, вы создадите карму. Возможно, вы хотите схватить ее, потому что кто-то другой желает взять ее, поэтому вы вынуждены действовать быстро. Но когда еда уже у вас, если вы примите ее с большой признательностью – "Большое спасибо" – то это и будет тем самым правильным действием, по мнению Будды, по обузданию своих желаний.

«Не принимайте или отвергайте это, исходя из того, что вы любите или нет». Опять же, принимать или отвергать таким образом – это двойственный подход. Такое учение не означает контролировать свои желания. Если вы хотите контролировать свои желания, вы будете напрягаться, думая насколько ограничить ваши желания или еду, и таким образом создадите много новых проблем, одну за другой. Вы даже найдете хороший предлог, чтобы есть больше. Тогда вы потеряете свой путь.

«Просто поддерживайте ваши тела и избегайте голода и жажды». Если вы знаете, как практиковать дзадзен, то вы знаете и сколько еды вам принимать, не опасаясь недоедания или переедания.

«Подобно пчелам, собирающим мед, которые вкушают цветок, но не вредят его цвету и аромату». Это очень известная притча. Когда мы собираем мед из-за того, что цветок красивый или ароматно пахнет, мы упускаем истинное ощущение цветка. Когда вы заботитесь о себе и о цветке, вы можете непосредственно ощутить цветок и вкус его меда. Обычно мы не такие аккуратные. Мы можем уничтожить красивый цветок, или привязаться к определенному цветку. Если мы сильно привяжемся, цветок, в конце концов, погибнет. Цветок с медом приглашает пчел, чтобы помочь другим растениям. Поэтому важно знать: кто мы, пчелы, или что-то другое. Когда мы знаем о сложностях, которые сами иногда создаем, мы можем более внимательно расширить нашу практику на повседневную жизнь.

Наш ум должен быть более аккуратным, внимательным и чувствительным. Вы можете думать, что в нашей практике слишком много правил о том, как относиться к вещам. Но вы не можете говорить, что правил слишком много, до того, как будете точно знать, что делаете. Поэтому просто отметьте, создаете ли вы себе проблемы в повседневной жизни, или создаете плохую карму для себя и для других. Также вы должны знать, почему вы сейчас страдаете. Страданиям есть причина, и избавиться от страданий невозможно, если вы не измените свою карму.

Если вы следуете карме и ведете ее в правильном направлении, то можете избежать разрушительной природы кармы. Вы можете сделать это, будучи внимательными к проявлению кармы, к природе ваших желаний и повседневной деятельности. Как отметил Будда, знать причину страданий, значит знать, как избежать страдания. Если вы изучаете ваше страдание, вы поймете его причину и следствие, и как плохие поступки приводят к плохим следствиям. И, поскольку вы понимаете, вы можете избежать разрушительной силы кармы.

Пока мы имеем представление о своей личности, у кармы есть объект действия, поэтому лучший способ прекратить ее воздействие – это дать карме работать с пустотностью космоса. Если у нас нет представления о себе, карма не знает, что делать – «Ох! Где мой партнер? Где мой друг?» Некоторые люди сильно пытаются избавиться от кармы, но я не думаю, что это возможно. Лучший способ - это знать четкие законы кармы и работать с ними немедленно.

Если вы знаете, что с вашей машиной что-то не так, немедленно остановите ее и почините. Но обычно мы так не делаем: «А, это несущественная проблема для машины. Она все еще едет. Едем дальше». Это не наш путь. Даже если мы продолжаем ехать, мы должны быть очень внимательными и заботиться о нашей машине. Когда мы доводим машину до предела, с ней случаются постоянные проблемы, пока она, наконец, не остановится. Тогда, возможно, будет слишком поздно чинить ее, и потребуется намного больше энергии.

Поэтому ежедневный уход очень важен. Тогда вы сможете избавиться от своих неправильных пониманий и знать, чем вы, на самом деле, занимаетесь.