Вернуться на главную страницу

Шунрю Судзуки
Повседневная жизнь подобна кино

Материал представляет собой перевод слов Шунрю Судзуки "Everyday Life is Like a Movie" из книги "Not Always So". В нем отмечены наиболее важные места.

Перевод: Маша Глазунова & Володя Стариков


Когда вы практикуете, вы осознаете, что ваш ум похож на экран. Если экран красочен, красочен достаточно для того, чтобы привлекать людей, тогда он не послужит своей цели. Таким образом, иметь бесцветный экран – чистый, без украшений, белый – важнее всего”.

 

Я думаю, что вам довольно любопытно узнать, что такое Дзен. Дзен – это собственно наш образ жизни, и практика дзадзен подобна настройке вашего будильника. Если вы не поставили будильник – он не послужит своей цели. Каждый день мы должны иметь точку отсчета. Солнце восходит и заходит в определенное время, всегда повторяя одно и то же. И мы тоже повторяем, но мы можем это ощущать по-другому. Если наша жизнь не организована, мы можем не понимать того, как это важно знать, где начало нашей жизни.

Как у учеников Дзена, наша жизнь начинается с практики дзадзен. Мы возвращаемся обратно к нулю и начинаем с нуля. Хотя мы занимаемся разной деятельностью, самое важное – это понимать, как все эти деятельности возникают с нуля. В тот момент, когда вы решили сесть, означает, что вы только что завели свой будильник. Когда у вас есть достаточно уверенности в том, чтобы принять решение начать практику дзадзен – это и есть ноль.

Во время дзадзен вы можете услышать пение птиц. Что-то возникает в вашей практике. Точно также в нашей повседневной жизни возникает много вещей, и если вы знаете, откуда эти вещи возникают, они вас не потревожат. Именно из-за того, что вы не знаете, как это происходит, вы приходите в замешательство. Если вы знаете, как возникают вещи, тогда в тот момент, когда что-то происходит, вы будете готовы: “О! Что-то возникает”. Это как смотреть восход солнца: “Вот посмотри, солнце только-только поднимается”.

Например, иногда вы сердитесь, но на самом деле гнев не приходит внезапно. Он может прийти очень медленно. Когда вы чувствуете гнев внезапно – это настоящий гнев. Но когда вы знаете, как он приходит – «в моем уме возникает гнев» - это не гнев. Люди могут сказать, что вы сердитесь, но на самом деле вы не сердитесь. Если вы знаете, что вы сейчас начнете плакать - “Я собираюсь плакать”, и затем через несколько минут – “Я начал плакать” - это не плач. Наша практика заключается в том, чтобы принимать вещи так же, как вы принимаете разнообразные образы во время вашего сидения. Самое важное – это иметь большой ум и принимать вещи такими, какие они есть.

Если вы практикуете Дзадзен, чтобы получить просветление – это равносильно тому, как использовать будильник без установки времени. Он остановится в любом случае, и в этом нет особого смысла. А вот сидеть в дзадзен каждое утро в определенное время – имеет смысл. Знать, чем вы заняты в любое время – это самое важное. Это значит приложить усилие согласно той ситуации, в которой вы находитесь.

Наша повседневная жизнь подобна кино, которое показывают на широком экране. Большинство людей заинтересовано в картинке на экране, не осознавая того, что там есть экран. Когда фильм останавливается, и вы больше ничего не видите, вы думаете “Я должен снова прийти завтра вечером”, “Я вернусь и посмотрю другое шоу”. Когда вы заинтересованы только в фильме на экране, и он заканчивается, вы ожидаете следующего фильма завтра, и, возможно, вы даже удручены, потому что ничего хорошего сейчас не показывают. Вы не осознаете, что экран всегда там.

Но когда вы практикуете, вы осознаете, что ваш ум похож на экран. Если экран красочен, красочен достаточно для того, чтобы привлекать людей, тогда он не послужит своей цели. Таким образом, иметь бесцветный экран – чистый, без украшений, белый – важнее всего. Но большинство людей не заинтересовано в чистом белом экране.

Я полагаю, что это хорошо - волноваться при просмотре кино. До определенной степени вы можете получать удовольствие от фильма, потому что вы знаете, что это фильм. И даже хотя вы не подозреваете об экране, все равно ваш интерес основан на понимании того, что это фильм на экране, и есть кинопроектор или что-то искусственное. Поэтому вы можете наслаждаться этим. Вот как мы получаем удовольствие от жизни. Если вы не подозреваете об экране или кинопроекторе, возможно, вы не можете смотреть это как кино.

Практика дзадзен необходима для того, чтобы узнать какой у вас экран и получать удовольствие от жизни, как вы наслаждаетесь фильмом в кинотеатре. Вы не боитесь экрана. У вас нет какого-то особенного чувства к нему - это просто белый экран. Таким образом, вы совершенно не боитесь вашей жизни. Однако вы получаете удовольствие от того, чего вы боитесь. Вы наслаждаетесь тем, что вас сердит или заставляет плакать, и вы также наслаждаетесь самими плачем и гневом.

Если вы не подозреваете об экране, тогда вы даже будете бояться просветления: “Что это такое? О, Боже мой!” Если кто-то достигает просветления, вы можете спросить его о том опыте, который он получил. Когда вы услышите об этом опыте, вы можете сказать: “Э, нет! Это не для меня!”. Но то, что вы знаете – это только кино, что-то для вашего сегодняшнего удовольствия. А если вы хотите получить настоящее удовольствие, вы должны знать, что это комбинация пленки, света и экрана, и самый главный элемент здесь - пустой белый  экран.

Тот белый экран не является чем-то, чего вы можете достичь; это что-то, чем вы уже обладаете. Причина, по которой вы его не чувствуете, заключается в том, что ваш ум слишком занят. Время от времени вы должны останавливать всю вашу деятельность и делать ваш экран белым. Это и есть дзадзен. Это и есть основа нашей повседневной жизни и нашей практики медитации. Без этой основы ваша практика не будет работать. Все наставления, которые вы получаете -  о том, как иметь чистый белый экран, даже хотя он никогда не является абсолютно белым из-за различных привязанностей и иных старых "пятен".

Когда мы просто практикуем дзадзен без всяких мыслей, мы довольно расслаблены. Из-за того, что трудно достигнуть полного расслабления в наших обычных позах, мы принимаем позу дзадзен. Чтобы это сделать, мы должны следовать наставлениям, которые были накоплены из опытов многих людей в прошлом. Они обнаружили, что поза дзадзен намного лучше других поз, лучше, чем стоять или лежать. Если вы практикуете дзадзен, следуя наставлениям, это будет работать. Но если вы не доверяете вашему собственному чистому белому экрану, ваша практика не будет работать.