Вернуться на главную страницу

 
Шунрю Судзуки
Свобода от всего

Материал представляет собой перевод слов Шунрю Судзуки "Freedom of everything" из книги "Not Always So". В нем отмечены наиболее важные места.

Перевод: Кирилл Терещенко & Володя Стариков

Моя практика шикантадзы или дзадзена изменилась около двух лет назад, когда я чуть не утонул. Я хотел пересечь реку возле Тасаджара Дзен Маунтин Центра. Я вообще-то не умею плавать, но студентам так нравилось купаться, что мне захотелось присоединиться к ним. Там было много красивых девушек, поэтому я тоже попытался переплыть реку и чуть не утонул, забыв, что я не умею плавать. Но тогда я знал, что не умру.

Я знал, что не утону, потому что вокруг было много студентов, и я знал, что кто-то бы помог мне, поэтому я не был серьезен по этому поводу. Однако тонуть было чувством не из приятных. Я глотал воду, поэтому я вытянул руки, надеясь, что кто-то схватит меня, но никто мне не помог. Я решил уйти на дно, чтобы пойти по дну, но и это не получилось. Я не мог достичь дна и не мог выбраться на поверхность. Я видел только ноги красивых девушек. Но я не мог до них дотянуться, и я был довольно напуган.

В это время я понял, что у нас никогда не выйдет хорошей практики, пока мы не начнем серьезно к ней относиться. Из-за того, что я знал, что не умру, я не был внимательным, и поскольку я не был внимательным, у меня было сложное время. Если бы я знал, что умру, я бы больше не боролся. Поскольку я всегда полагал, что текущий момент жизни у меня не последний, я не становился предельно внимательным. С того времени моя практика улучшилась. Сейчас я уверен в своей практике, поэтому я и могу говорить вам как сидеть в шикантадзе.

Это был очень интересный опыт. Я был среди красивых девушек, но красивые девушки не могли меня спасти. И, как вы знаете, я умираю от своей болезни, а не от воды. Когда я умираю, различные демоны и красивые женщины будут рады быть со мной, а я буду очень рад быть с ними. Все сущее с нами, и если мы не в тревожном состоянии, то рады быть со всеми. Обычно это довольно сложно почувствовать, потому что мы увлечены идеями приобретения, ожиданием какого-то улучшения в будущем.

Когда вы не думаете, что у вас есть еще один момент жизни, то вы можете естественно воспринимать вещи такими, какие они есть. В такие моменты у вас будет идеальная мудрость. Когда вы сможете сидеть, ощущая шикантадзу, тогда значение вашей повседневной жизни будет совсем другим. Вы будете свободны от всего. В этом суть. В обычном состоянии, вы не свободны от вещей, которые вы имеете или ищете, но когда вы практикуете шикантадзу, вы не будете зависеть от них. Вы будете истинно наслаждаться жизнью, потому что не будете ни к чему привязаны.

Вы станете по-настоящему счастливы, и это счастье будет всегда продолжаться, вот это мы и называем непривязанностью. Большинство счастья, которое у вас есть, это то, которое впоследствии вам будет жалко терять: "Ах, в то время я был счастлив, но сейчас я не так счастлив". Но истинное счастье будет всегда с вами и будет поддерживать вас и в беде, и в радости. Когда вы успешны, вы будете наслаждаться успехом, и когда вы неуспешны, все тоже будет хорошо. Вы можете наслаждаться чувством поражения: "О! Это довольно неплохо – не так плохо, как я думал". Вы всегда будете удовлетворены. Вы не будете хотеть так много, как хотели раньше.

Если вы столкнетесь с большой трудностью, такой, как большая гора в Непале, в которой нет видимого прохода, вы будете знать, что есть путь, чтобы преодолеть ее. Даже стодневный сессин для вас не сложен. Даже если вы умрете, ничего не произойдет. Все нормально. Итак, вы всегда счастливы и не потеряете уверенности в себе. И та жизнь, которую вы выбираете, будет другой. До того, как вы начнете правильно практиковать, вам может захотеться чего-то большего чего-то более красивого: лучший дзен-монастырь в Соединенных Штатах или в мире – даже лучше чем в Японии. Но впоследствии вещи, которые вы будете выбирать, и стиль жизни станут другими.

Иногда я читаю довольно серьезные лекции. Я делаю ударение на сложной, жесткой практике: «Не ждите следующего момента". "Не двигайтесь!" Я извиняюсь, но я должен так говорить, потому что ваша практика выглядит слабой, и я хочу сделать вас сильнее. Вообще-то это нормально, что ваша практика не совсем хорошая, но если вы не достаточно требовательны к себе, и вам не хватает уверенности, тогда дзадзен перестает быть дзадзеном. Он не работает. То, что по-настоящему углубляет вашу практику, так это ежедневное усилие в сидячей медитации.

В Китае и Японии существует много историй про учителей, которые достигали просветления неожиданно: "Оп!…"(Роши смеется и щелкает пальцами). Вы можете подумать, что это случилось неожиданно, но, на самом деле, это результат многих лет практики и многочисленных неудач. Известные слова Догена Дзенди об этом гласят: "Успех – это результат девяноста девяти падений". Последняя стрела попадает в цель, но только после девяноста девяти промахов. Так что ошибки - это, вообще-то, нормально.

При каждом выстреле стреляйте с уверенностью. Тогда вы точно попадете в цель. "Девяноста девять промахов - это ничего. Я буду продолжать пытаться попасть в цель". Каждый раз, когда вы сидите, старайтесь изо всех сил. Вы можете думать, что дзадзен скрещивает ваши ноги на сорок минут, но самое важное - это вложить в медитацию все духовные и физические усилия.

Сконцентрируйтесь на дыхании. Когда вы неправильно дышите, очень сложно делать любую физическую работу. Даже когда вы шьете, дыхание должно быть вместе с этой деятельностью. Когда вы поднимаете что-то тяжелое, ваше дыхание должно быть полностью гармонизировано, иначе вы не сможете поднять груз. Это не так легко - хорошо дышать. Вам понадобятся правильная позиция и правильная мудра (показывает ритуальное положение рук), потому что мудра – это показатель вашего умственного состояния. Если ваш позвоночник не будет ровным, дыхание не будет достаточно глубоким. Конечно, понадобится время, чтобы развить ваши умственные и физические усилия.

Просветление не приходит, пока тело и ум не созвучны. Если вы не примете такую практику, то не достигнете просветления. Другими словами, когда ваш ум и тело полностью едины, вы уже в состоянии просветления. Что бы вы ни слышали, что бы вы ни думали, - это будет в состоянии просветления. Поэтому это не звук удара камня о бамбук или цвет цветущей сливы, который просветляют людей. Это их практика. В повседневной жизни у вас всегда есть возможности для просветления. Если вы идете в туалет, у вас есть шанс просветления. Когда вы готовите, у вас есть шанс достичь просветления. Когда вы моете пол, у вас тоже есть шанс достичь просветления.

Поэтому, что бы вы ни делали, просто делайте это, не ожидая чьей-либо помощи. Не портьте ваши усилия, ища убежища. Защитите себя и растите вверх в небо; вот и все. Это все, но это немного необычно, не так ли? Может быть, мы сумасшедшие. Некоторые люди могут думать, что мы сумасшедшие, а мы можем думать, что это они сумасшедшие. Это нормально. Довольно скоро мы выясним, кто сумасшедший на самом деле.